Плема С. Гимназия и театр // Утро [Ростов-на-Дону]. 1994. 2–8 дек.

ГИМНАЗИЯ И ТЕАТР

Издавна, до появления и широкого распространения кинематографа, объектом пристального внимания педагогов являлся театр. При этом сценическое искусство, рассматриваемое с точки зрения задач воспитания, представлялось учительству перенасыщенным идеями и образами, способными смутить юные умы.
Вот что на сей счет говорилось в записке, подготовленной учителем К. Д. Гавронским к заседанию педагогического совета Новочеркасской гимназии, которое состоялось в октябре 1866 года:
«У нас, да и везде тоже, за исключением двух-трех пьес из поставляемых на сцене, какую пьесу ни возьмите – вы наверное найдете в ней любовную интригу, поцелуи на сцене, пламенное изъяснение в любви, слишком ясные намеки на непозволительную связь между действующими лицами и т. п.»
«Подобные амурные сцены, – указывал учитель, – производят на детей следующее действие: воображение у них распаляется, представляет им образ какой-нибудь знакомой им девицы или просто даже девочки; у них тотчас рождается план будущих отношений их к этим девочкам; возвратившись из театра, они долго не могут заснуть, все еще находясь под влиянием этих представлений; пойдут ли тут в голову уроки?»
А некоторые гимназисты, и того хуже, прямо в театре ухлестывают за горничными и прочими девицами. Дело в том, что «…вид молоденькой, хорошенькой, или по крайней мере кажущейся хорошенькою, актрисы развивает в 13–16-летнем мальчике половые страсти; и вот во время антракта он озирается вокруг, взор его натыкается на какую-нибудь молоденькую женщину, с которою он тут же легко сводит интрижку и… конец известен».
Посему, резюмировал Гавронский, следовало бы безусловно запретить всем ученикам гимназии посещать спектакли, ибо лучше им провести время праздно – кутить, играть в карты, – нежели идти в театр, чтобы выйти оттуда с пошатнувшейся нравственностью.
Решение педагогического совета, принятое по этому деликатному вопросу, было все же более либеральным: поскольку запретить гимназистам бывать в театре нельзя – за всеми не уследить, – то следует позволить посещать спектакли по праздникам, с разрешения инспектора гимназии и смотря по содержанию пьесы, а также по успеваемости и поведению учеников. Учителя могут затем таких учеников опрашивать согласно специально подготовленному инспектором списку, проверяя, выучены ли ими уроки. Тем же, кто ходил в театр без позволения инспектора, грозили стояние на коленях в младшем классе, написание фамилии на «черной доске» и прочие неприятности.
А что ж гимназистки?
Новочеркасск, начало нашего века. В Донской Мариинской женской гимназии велась особая «Книга для записывания учениц, отправляющихся в театр и другие увеселительные места». Запись – предварительная и по факту посещения – осуществлялась в ней изо дня в день с неизменной аккуратностью. Для наблюдения за ученицами во время спектакля в театре всегда находилась очередная классная надзирательница. Причем ввиду общественной важности ее миссии место для дежурной дамы абонировалось за казенный счет или предоставлялось театром бесплатно. Судя по записям в книге, гимназистки в театре обычно вели себя хорошо, приходили со старшими («с госпожой Студеникиной», «с матерью Горшковой»), все были по форме одеты и т. д. Когда смотреть пьесу было не велено, ученицы в зале отсутствовали.
Приемлемыми для учениц считались пьесы Шекспира, Островского, Чехова, инсценировки произведений Льва Толстого (но не «Катюша Маслова», поставленная по роману «Воскресение»). Зато почти все спектакли, в названиях которых подчеркнуто присутствовала «любовь», смотреть не разрешалось. «Мечта любви», «Ночь любви», «Игра в любовь» напрочь отвергались, а с ними заодно и «Сердце мужчины».
Интересно, что и после Февральской революции, давшей толчок демократизации общества и средней школы, отношение гимназического начальства к амурному репертуару не изменилось и послаблений для юных театралок не последовало. Демократизация демократизацией, а представляемая на театральных подмостках «Наука любви» оставалась не для гимназисток.

Сергей ПЛЕМА

Отсканированная статья
Gymnasium_and_theater.jpg
JPG Image 365.9 KB

Рассказы о прошлом донского края

Яндекс.Метрика